English | Russian
 

Западноевропейская живопись

Западноевропейская живопись в собрании Государственного музея изобразительных искусств Туркменистана представлена работами итальянских, голландских, фламандских, французских, немецких и английских мастеров. Наибольшую ценность представляют разделы итальянской и голландской живописи.

"Кающаяся Магдалина" Джампетрино (Джан Пьетро Рицци)

В «Кающейся Магдалине» Джампетрино использует лишь внешние приемы великого художника, но леонардовская глубина проникновения в человеческую душу ему не подвластна. Сюжет о раскаянии блудницы в его психологической сложности – здесь лишь повод воспеть женскую прелесть. Магдалина Джампетрино далека от покаяния. Это кокетливая, осознающая свои женские достоинства красавица.

Кающаяся Магдалина

 

Картина «Женщина с двумя детьми» неизвестного автора

Отражением кризиса культуры Ренессанса, начавшегося после иноземных завоеваний и наступления феодальной реакции, явилось направление «маньеризм». Это течение имело черты пессимизма и  чувственного надлома. О характерных формальных чертах «маньеризма» - удлиненности форм, беспокойно извивающихся линиях, ритмической неустойчивости композиции – свидетельствует небольшая овальная картина неизвестного автора «Женщина с двумя детьми» (вторая половина 16 в.)

Женщина с двумя детьми

 

Картина «Женский портрет» неизвестного венецианского мастера

Венеция дольше, чем остальные итальянские области, сохраняла и отражала в живописи ренессансное мировоззрение. Отличительный признак венецианской школы – золотистый цветоносный колорит, непосредственное выражение чувств. «Женский портрет» неизвестного венецианского мастера 16 в. дает представление о развитии интимно-камерного портрета в Венеции.

Женский портрет

 

Картина «Несение креста» неизвестного венецианского мастера

Во второй половине 16 в. и в жизнерадостно-оптимистическом искусстве Венеции все больше ощущается драматической начало. В картине «Несение креста» (конец 16 в.) неизвестного венецианского мастера Христос изображен со страшным орудием своей казни. Среди ожесточенного окружения Иисуса лишь Вероника сострадает мукам Спасителя. По легенде, на платке, который она подала ему, чтобы утереть пот с лица, осталось нерукотворное изображение лика Христа. Резкие, порывистые движения стражи, прием построения композиции по диагонали, фрагментарный срез фигур – все это черты нового стиля – барокко.

Несение креста

 

«Магдалина» Маттиа Прети

Историю европейской реалистической живописи 17 в. открывает великий новатор Караваджо (1573 – 1610). Он вводит в полотно демократический типаж, использует укрупненные фигуры на переднем плане, точку зрения снизу, драматические контрасты светотени («тенеброссо» -погребное освещение). Среди последователей художника был «караваджист» Маттиа Прети. Его «Магдалина» отрешена от всего земного. Символ смирения плоти – рогожа – и символ ее скоротечной бренности – череп – это традиционные атрибуты Марии Магдалины.

Магдалина

 

Джованни Баттиста Тьеполо и его «Мадонна»

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 -1770) принадлежал к художникам универсальной одаренности. Его небольшая по размеру, светлая по колориту «Мадонна» написана со свободной легкостью владения кистью.

Мадонна

 

Полотно «Возвращение цивилизаторов» итальянского художника Франческо Брунери

Франческо Брунери – итальянский художник конца 19 –  начала 20вв. выставлял в Салоне Общества французских художников богатые деталями жанровые картины на сюжеты из жизни духовенства. Его работы отличают тонко написанные интерьеры в стиле рококо. В нашей коллекции – его полотно «Возвращение цивилизаторов».

Возвращение цивилизаторов

 

17 в. – важный этап в истории европейских государств. Это время решительного наступления на феодализм, образования наций, сложения национальных школ в искусстве. В Голландии после победоносного прихода к власти буржуазии потребителем становится буржуа. Картины стали ходовым товаром. Голландской станковой картине 17 в. свойственен камерный характер, небольшой размер, вследствие чего направление получило название «малые голландцы». Произошла специализация по жанрам: бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт.

«Пейзаж» крупнейшего пейзажиста Ян ванн Гойен

Крупнейший пейзажист Ян ванн Гойен (1596-1656) – мастер реалистического тонального пейзажа. В своих работах он использует воздушную перспективу – открытие голландской живописи («Пейзаж»).

Пейзаж

 

Натюрморт с фруктами» неизвестного мастера

Широко был распространен натюрморт. Имеющийся в собрании «Натюрморт с фруктами» неизвестного мастера относится к типу «десертов».

Натюрморт с фруктами

 

«Поклонение пастухов» Якоба Йорданса

В 17 в. формируется национальная фламандская школа живописи. Демократической направленностью, непосредственностью самовыражения отличается творчество ее представителя Якоба Йорданса, помощника и последователя главы школы Рубенса. К раннему периоду творчества Йорданса относится его работа «Поклонение пастухов». Типаж здесь аналогичен рубенсовскому.

Поклонение пастухов

 

Живопись Германии 17 в. представлена «Натюрмортом» неизвестного художника.

Натюрморт

 

«Вознесение Марии» неизвестного немецкого художника

Гордостью музея является алтарная икона с редким иконографическим сюжетом «Вознесение Марии» (1521 г.) неизвестного немецкого художника. Икона сильно пострадала во время ашхабадского землетрясения 1948 г. и была отреставрирована реставратором П.И. Барановым в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

Вознесение Марии

 

«Скрипач» Виктора Жозеф Шафе

Во французском искусстве первой половины 19 в. среди художников официального романтизма в стиле «ретро» работал Виктор Жозеф Шафе (1822-1906) («Скрипач»). Он обращал свои творческие устремления к сюжетам из бытовой жизни французского общества 18 в.

Скрипач

 

Источник: книга-брошюра "Западноевропейская живопись", Внешторгиздат. Изд.№3482Т. ВТИ
Автор: Н.Ю. Шабунц

 

 
Сайт управляется системой uCoz