English | Russian
 

Ниса

Из глубины тысячелетий дошло до нас название «Ниса», изначальный смысл которого был забыт уже в средние века. Между тем, оно встречается в клинописных текстах второго тысячелетия до н.э., оставшихся от ранних цивилизаций Ирана, а также Авесте – священной книге зороастрийцев. Там говорится об области Нисайе, через которую продвигались на юго-запад иранские племена, о ее зеленых пастбищах, где выращивались кони, прославленные на весь древний Восток.

Нисе находится на окраине села Багир (к западу от Ашхабада) и состоит из двух впечатляющих городищ, по-туркменски называемых Коненусай (Старая Ниса) и Тязунусай (Новая Ниса), отдаленных друг от друга на расстояние в полтора километра. Всю площадь между ними когда-то занимал средневековый город, а сейчас его территория занята посевами и домами багирцев (жителей селения Багир). Оба городища вздымаются крутыми массивами близ небольшой речки, почти у подножия одного из отрогов Копетдагских гор.  От естественной возвышенности, на которой они были основаны, до самого горизонта простирается плодородная равнина.

Немного истории

В IV веке до н.э. империя Ахеменидов рухнула под ударами греко-македонских войск. При Селевкидах – преемниках Александра Македонского – образовались самостоятельные государства Бактрия, Парфия и Хорезм. Они прошли в своем развитии динамичный, насыщенный событиями исторический путь, достаточно хорошо освещенный в трудах античных авторов. Наиболее заметных успехов добилась. Парфия, просуществовавшая почти 600 лет (с III века до н.э. по III век н.э. и ставшая уже к I веку н.э. грозным соперником Рима. Это была огромная империя, в период своего зенита простиравшаяся от Средиземноморья до Северо-Западной Индии. А ее колыбелью, первоначальным ядром была Партава – историческая область обитания парфян, которую разделяет на две части хребет Копетдаг. Она примерно соответствует территории современного Ахалского велаята в Туркменистане и северным районам иранской провинции Хорасан.

Именно здесь не раньше 247 года до н.э. племя апарнов (или парнов), став крупным объединением кочевников, обитавших в Каракумах, во главе со своим вождем Арсаком захватило Партаву (Северную Парфию). Андрагор – греческий наместник этой сатрапии Селевкидов – был убит, Арсак же объявил себя царем независимой Парфии. Затем он занял Гирканию (область юго-восточнее Каспийского моря), где впоследствии возникла первая столица Парфянского царства – Гекатомпил (городище Шахр-и-Кумис около города Дамгана в Иране).

Примерно в тоже самое время был заложен и город Парфавниса как административный и экономический центр владений династии Арсакидов на земле из предков. По этой причине они и устроили здесь усыпальницу своих первых царей. Благодаря найденным во время раскопок Старой Нисы письменным документам, точно установлено название этой крепости: Митридаткерт. Это позволяет приписать ее основание царю Митридату I, правившему в 171-138 годах до н.э., хотя, может быть, она была всего лишь переименована в его честь. Но этот выдающийся правитель, превративший Парфию в мировую державу, а впоследствии и Митридат II (правил в 123-87 годах до н.э.) несомненно благоустраивали Митридаткерт.

Что же представлял из себя этот царский город?

Святилище Арсакидов

Митридаткерт (Старая Ниса) был построен в стороне от основного города (Новой Нисы) на естественном холме, верх которого был выровнен, а контур получил вид неправильного пятиугольника. Крепостные стены, стоящие на этой мощнойПлан старой Нисы платформе, имели ширину  в нижней части около 10 метров. Их первоначальная высота, возможно, достигала 20 метров. По периметру столь внушительной стены располагалось около 40 прямоугольных башен и один непреступный бастион. Внутри крепости (ее площадь около 14 гектаров) находились два крупных архитектурных комплекса: северный и южный. Первый, как таковой, уже не существует, зато второй является ныне главной достопримечательностью всей Нисы. В нем можно выделить минимум три объекта, тесно связанных друг с другом.

Основным, безусловно, следует признать все еще не познанное до конца Башнеобразное сооружение, представляющее собой массивную квадратную тумбу, опоясанную коридорами в два ряда. Что было наверху – неизвестно, но эта разрушенная часть здания достигала высоты не менее 15 метров и имела обильный архитектурный декор. Юго-восточный и северо-восточный углы Башнеобразного сооружения оформлены в виде сильно выступающих вперед башен. Одна из них реконструирована и туристы могут теперь лучше представить характер суровой парфянской архитектуры. Но вот об убранстве интерьеров и фасадов нисийских святилищ можно только догадываться, ведь пока найдены лишь скудные фрагменты больших глиняных статуй со следами цветной окраски и настенных росписей, содержавших, судя по всему, батальные сцены.

Вход в башнеобразное сооружение был расположен на северном фасаде и оформлен колонным портиком, выходящим на центральную площадь. Сюда же обращено своим главным фасадом здание с квадратным залом. Его перекрытие пролетом около 20 метров опиралось на 4 колонны, сложенные из жженного кирпича закругленной формы. Как и весь Южный комплекс, этот зал разрушился едва ли не 1500 лет назад в результате сильного землетрясения, и теперь здесь остались только две базы четырехлопастных колонн да стены на высоту около двух-трех метров. Между тем, это было едва ли не самое роскошное помещение храмового комплекса, украшенное статуями обожествленных парфянских царей или героев. И, наконец, к юго-западному углу Башнеобразного сооружения примыкает здание с круглым залом диаметром 17 метров. Несколько лет его детально изучают итальянские археологи из Туринского университета.

Северный архитектурный комплекс Старой Нисы

Северный архитектурный комплекс Старой Нисы состоял из большого квадратного дома, вокруг которого располагались различные строения хозяйственно-бытового назначения, в частности, винные склады, сплошь уставленные хумами – огромными глиняными бочками, в которых хранилось вино. Кстати, виноградные плантации и сейчас составляют значительную часть полей вокруг Нисы. Многие дверные проемы в квадратном доме были тщательно замурованы, а комнаты превращены в царскую сокровищницу. Именно здесь при археологическом вскрытии в 1948 году была обнаружена целая коллекция знаменитых ныне ритонов – больших сосудов рогообразной формы, сделанных из слоновых бивней и мастерски украшенных скульптурными рельефами. Теперь эти истинные шедевры парфянского искусства принадлежат Национальному Музею Туркменистана.

Поиски, сомнения и проблемы

Нису фактически открыли в 1930 году, когда ашхабадский археолог Александр Марущенко начал здесь планомерные раскопки. Именно его экспедиции удалось установить арсакидский возраст Нисы, выявить храмы Митридаткерта. В 1946 году была создана Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экпедиция (ЮТАКЕ), которую возглавлял академик Михаил Массон. Результаты ее двадцатилетней работы в Нисе – это череда крупных научных открытий, подчас сенсационных. Силами ЮТАКЕ были раскопаны все ныне известные здания Новой и Старой Нисы, воссоздана история культуры Северной Парфии. Более углубленные исследования отдельных сооружений Старой Нисы с 1979 года и по сей день осуществляет доктор исторических наук Виктор Пилипко. Вот как он объясняет функциональное назначение Митридаткерта:
«Это была или царская резиденция, в которой находил приют арсакидский двор во время пребывания в этой части своего обширного государства, или специальный культовый центр, призванный прославлять правящую династию и поэтому пользовавшийся ее благосклонным вниманием. Последнее предположение мне лично кажется более приемлемым, так как главенствующее положение среди архитектурных сооружений Старой Нисы занимали именно храмы, а не дворцы».

А всего лишь сто лет назад о парфянской Нисе под Ашхабадом ни местные жители, ни ученые-историки практически ничего не знали. Последние только предполагали, что на окраине туркменского селения Багир вполне могла находиться та самая Ниса, о которой две тысячи лет назад упоминал в своем сочинении греческий географ Исидор Харакский: «…Затем Парфиена,…в ней долина и город Парфавниса через 6 схойн (величина схойна считается равной 5,5 км. – примечание автора), там царские погребения. Эллины называют его Нисой». Несмотря на то, что в античную пору Нисой называлось несколько населенных пунктов эллинизированного Востока, современных источников не покидает сомнение в том, что Ниса Исидора Харакского и Ниса в Багире - одно и тоже. Ведь не хватает самого убедительного аргумента – царских могил. Найдут ли их археологи?

Новая Ниса

В отличие от Митридаткерта, где остатки сооружений парфянской эпохи не были перекрыты поздними наслоениями, жизнь Новой Нисы продолжалась еще много веков после падения державы Аршакидов в 224 году н.э. Правда, был перерыв продолжительностью более двух веков, вызванный, скорее всего, негативным отношением к Парфавнисе новых властителей Востока – Сасанидов, ненавидевших все, что связано с арсакидскими культами. Город быстро пришел в упадок и опустел. Лишь во второй половине V века, судя по средневековым письменным источникам, его восстановил сасанидский царь Фируз, оценивший удобное местоположение Нисы. В 651 году Ниса вошла в состав арабского халифата. С этого времени в ее истории началась долгая и во многом драматическая эпоха, тесно связанная с утверждением и распространением ислама.
Уже в IX-X веках здесь были все признаки процветания, о чем свидетельствует немало путешественников и географов той поры. Один из них, ал-Макдиси, писал: «Ниса – город обширный, здоровый и красивый, изобилующий водой и жизненными благами. В нем деревья переплетаются друг с другом, их плоды прекрасны; соборная мечеть изящна, хлеб чист, базар расположен рядами, на нем встречаются ценные и редкие вещи. У них один язык и постоянная дешевизна, есть литература и генеалогия, храбрость и недоступность для врагов». Интенсивный рост города происходил в XI – XII веках, когда он принадлежал государству Великих Сельджуков. Развитие продолжалось и позже, при вассальной зависимости от Хорезмшахов, пока в 1220 году Нису, как и другие крупные города Средней Азии, не постигла общая катастрофа: осада и разрушение монголами.

После монгольского нашествия Ниса сравнительно быстро оправилась, но все последующие столетия разделяла участь всего Северного Хорасана, то есть была ареной междоусобных войн, переходила из рук в руки различных деспотов и завоевателей от Тамерлана (XIV век) до Надиршаха (XVIII век). Лишь в двадцатые годы XIX века здесь утвердились туркмены-текинцы, но город уже к тому времени лежал в развалинах. Тогда и возникло у его былых стен селение Багир.

Памятники Багира

К сожалению, никаких зримых следов средневековой истории Нисы не сохранилось, но есть несколько памятных мест, до сих пор почитаемых местным населением. Они связаны с религиозными верованиями туркмен и находятся на территории старинных кладбищ. Прежде всего, это Шихр-Алов – мавзолей жившего в X веке суфийского шейха Абу Али Даккака – сооружение восьмигранной формы, перекрытое куполом. Оно сильно искажено в результате современной реконструкции и мало напоминает первоначальный вид. Еще более неузнаваемой после неграмотного восстановления стала мечеть-намазга (мусалля). В средние века в исламском мире так называлась специфическая мечеть загородного типа, служившая местом сбора горожан дважды в год, в дни главных мусульманских праздников. Намазга Нисы была построена, вероятно, в конце XIII-начале XIV века и представляла собой главное, раскрытое наружу сводчатый зал и двумя смежными с ним комнатками по бокам.

Совершенно другой тип сооружений вокруг древних городищ Нисы – это остатки совсем небольших глиняных крепостей, называемых по-туркменски кала. В XIX веке это был основной тип жилой усадьбы в Багире, но сейчас их практически не осталось. Все они имели форму плана, близкую к прямоугольной, изнутри к стенам примыкали хозяйственные помещения, а непосредственно жилищем служили традиционные туркменские юрты. Один из таких памятников народного зодчества – Кульмерген-кала, расположенная у дороги, ведущей к Старой Нисе.

Представляет большой интерес мечеть Халимберды-ишана (конец XIX-начало XX веков), находящаяся среди жилых кварталов Багира. В ней особенно привлекателен михраб (алтарная ниша), в оформлении которого причудливым образом сочетаются мотивы типично исламского растительного орнамента и парфянской архитектуры с эллинистичеким духом. Удивительно то, что мечеть с миниатюрными изображениями капителей в коринфском стиле появилась в Багире задолго до открытия совершенно аналогичных деталей в храмах Митридаткерта.

Может быть, это совпадение. Но как тут не поверить, что существует генетическая память? Несомненно одно – Ниса еще далеко не раскрыла свои загадки.

 

Источник: Туризм и Развитие. 1997 г. №3
Автор: Руслан Мурадов
Статья выложена не полностью

 

 

 

Круглый храм
"Круглый" храм

 

Настенная живопись храма Старой Нисы
Настенная живопись в храмах Старой Нисы свидетельствует о глубокой связи парфянской культуры с искусством Древней Греции

 

Фрагмент глиняной статуи Фрагмент глиняной статуи, украшавшей один из храмов Старой Нисы

 

РитонРитон, вырезанный из слонового бивня - один из самых совершенных в коллекции произведений парфянского искусства Нисы

 

Парфянские монеты
Парфянские монеты с изображение Арсака (слева) и митридата II (справа)

 
 
Сайт управляется системой uCoz